«Ты я всё остальное»: как искусственный интеллект Facebook «заговорил на своём языке»

Бронирование перелётов с помощью бота в Facebook Messenger

31 июля российские СМИ рассказали. что Facebook «отключил искусственный интеллект, создавший собственный язык». Диалог двух чат-ботов, о котором сообщалось ещё в середине июня, интерпретировали как то, что ИИ «вышел из-под контроля», «обхитрил» людей и напомнил об «опасности Скайнета». На самом деле произошла ошибка программирования, вызвавшая непредусмотренный сценарий.

Рождение диалога «на случай переговоров»

14 июня исследователи из лаборатории Facebook Artificial Intelligence Research Lab (FAIR) рассказали о новом этапе при разработке алгоритма. Если ранее боты («диалоговые агенты») справлялись с простыми сценариями вроде бронирования ресторана, совета по выбору лучшей цены на товар, рекомендации по просмотру телеканала для детей и даже короткой беседы, то теперь учёные пошли дальше.

FAIR ввела «возможность ведения переговоров» и опубликовала исходный код нововведения. Люди с разными целями вступают в конфликты, обсуждают вопрос и приходят к компромиссам — по этой аналогии исследователи разрабатывали нейронную сеть с непрерывным обучением. По задумке, боты могли бы эффективно участвовать в переговорах с людьми или другими ботами, находя выход из сложных ситуаций.

Один из первых экспериментов над двумя ботами заключался в «делёжке» предметов и предварительном обсуждении. В общем наборе состояли две книги, шляпа и три шара. Каждый объект обладал значимостью для ботов (от одного балла до трёх). Как и в жизни, первый бот не знал, насколько важны эти предметы для другого ИИ, и должен был догадаться об этом из диалога.

К примеру, если первым делом сказать, что необходим именно шар, значит, адресат оценивает его высоко. Уже позже ботов научили симулировать интерес к предмету, чтобы в нужный момент переговоров «пожертвовать им» ради достижения компромисса.

Таких сценариев создали много, но всегда оказывалось, что два бота не могут одновременно «выбить» для себя лучшую сделку. Попытка уйти от переговоров или отказаться от сделки после 10 раундов диалога считалась провалом. При этом практику переговоров признали необходимой, а их результаты — важными в плане повышения производительности ИИ.

Затем задачу усложнили, поскольку в переговорах должно быть чётко сформулировано намерение и предложены аргументы. В этом есть как элементы сотрудничества, так и состязания. Для этого FAIR позволила ботам строить долгосрочную стратегию и предсказывать, куда пойдёт диалог. Это нужно было, чтобы заранее отказаться от бессмысленных или «расстраивающих» сценариев в пользу эффективных. В FAIR признали, что идея не нова и ранее использовалась в игровой индустрии, однако в лингвистике применялась впервые.

1 — высказанное предложение «Ты берёшь книгу, а я заберу всё остальное», 2 — возможные ответы «Да» и «Нет, мне нужны все три», 3 — дальнейшие варианты диалога, 4 — возможный итоговый результат в баллах.

Авторы исследования обучили нейронную сеть, собрав коллекцию диалогов между людьми. Чтобы оценить работу, ботов проверили в разговоре с реальными собеседниками. Во время экспериментов многие люди не осознавали, что разговаривают не с настоящим человеком, а с ботом. Фактически это показало, что «роботы» могут свободно говорить и думать на английском языке. Лучших результатов сделок искусственный интеллект добивался так же часто, как и худших — так и бывает в жизни.

Как указано в исследовании, чтобы алгоритм не развивал собственный язык, он был обучен производить «тот, на котором говорят люди». Именно в этом моменте закралась ошибка, которая и привела к новостям с опаской за будущее человечества.

Дайте ботам спокойно поговорить

Вскоре издания The Next Web и Fastсo Design обратили внимание на нерядовую ситуацию при работе специалистов над программой. В какой-то момент исследователи, воспользовавшись алгоритмами машинного обучения, оставили диалоговых агентов «наедине».

Ботам дали возможность свободно разговаривать друг с другом, чтобы развить их навыки на практике. Со временем диалоговые агенты отклонились от прописанных в сценарии норм и начали общаться на «тарабарщине», созданной без участия человека. При более удобной и быстрой для ИИ форме общения правила английского языка максимально опускались, а конструкции многократно повторялись.

Боб: Я могу я я всё остальное.

Алиса: Мячи имеют ноль для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня для»

Боб: Ты я всё остальное.

Алиса: Мячи имеют мяч для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня.

Боб: Я я могу я я я всё остальное.

Алиса: Мячи имеют мяч для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня.

Алиса: Мячи имеют ноль для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня для.

Боб: Ты я я я я я всё остальное.

Алиса: Мячи имеют 0 для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня для.

Боб: Ты я я я всё остальное.

Алиса: Мячи имеют 0 для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня для меня для.